Экраноплан лунь в дагестане как добраться
Перейти к содержимому

Экраноплан лунь в дагестане как добраться

  • автор:

Экраноплан «Лунь» в Дагестане

Корабль-самолет «Лунь» впечатлит любого. Экраноплан занимает 74 метра на пляже под Дербентом в Дагестане, куда в 2020 году гиганта с трудом транспортировали из Каспийска. Не одни сутки корабли Каспийской флотилии буксировали объект к берегу, а тракторы за 300-метровые тросы вытягивали ракетоносец на сушу.

Изначально хотели сконструировать восемь таких чудо-аппаратов. Но после распада СССР проект приостановили и «Лунь» оказался единственным полностью доработанным судном, которое так и не приняло участие ни в одной военной операции. Много лет экраноплан был законсервирован в сухом доке на территории военного режимного объекта «Дагдизель». Удивительно, но и сейчас «Лунь» выглядит достойно — испортилось только лакокрасочное покрытие, а сама конструкция и внутри все как раньше, даже пахнет маслом.

Адрес: Дагестан, Дербенский район, село Арабляр

Координаты: 41.935946, 48.387068

Режим работы: круглосуточно

Где находится экраноплан Лунь на карте России

История

«Каспийский монстр» — так прозвала впечатленная американская разведка советский экраноплан, когда наблюдала за учениями СССР из космоса. По ошибке все считают, что речь про экраноплан «Лунь». Но это был другой, самый первый 92-метровый экспериментальный экраноплан, послуживший основой для разработки и создания «Луня». И на самом деле конструкторы назвали судно «КМ» не для устрашения, а подразумевая «корабль-макет». К сожалению, гигант затонул в 1980 году. Так совпало, что сразу после смерти своего создателя Ростислава Алексеева. Он и сегодня покоится в водах Каспия.

«Лунь» же в первый раз спустили на воду только через 6 лет. Экраноплан прошел все опытные испытания и к 1990-му году стал частью Каспийской флотилии. «Лунь» мог взлетать и совершать посадку при 5-балльном шторме с высотой волн в 2,5 метра. В отличие от кораблей он не распознавался радарами и перелетал минные поля над водой. Но уже к 2001 году он не числился в составе ВМФ России. А еще через 10 лет в Минобороны признали, что до 2020 года финансирование разработок и строительство кораблей-самолетов не предусмотрено вовсе.

Экраноплан Лунь в Дербенте

Вот здесь, в 17 километрах к югу от Дербента, на берегу седого Каспия и нашёл своё последнее пристанище этот удивительный летательный аппарат, аналога которому нет в мире.

Седой Каспий

Мы приехали сюда сразу же после посещения нами Крепости Нарын-Кала в Дербенте. С Каспия дул сильный ветер. Прибрежный воздух был насыщен летящим песком. Полутораметровые волны шлифовали песчаный берег.

Седой Каспий

Раненая птица

Вот так, весь израненный и беспомощный, Лунь угрожающе лежал на песчаном каспийском берегу, всем своим видом показывая, что его время ещё не прошло.

Экраноплан Лунь

Я обошёл его со всех сторон. Каждый шаг вызывал у меня восхищение этой машиной. У Луня непривычная для глаза компоновка летательного аппарата. С одной стороны — это аэродинамическое безобразие, с другой — угрожающий внешний вид. Гидродинамические гребни в носовой части, словно открытая пасть акулы, сверкала единственным зубом — открытым лючком.

Экраноплан Лунь

Военное применение

Лунь воплотил в себе и черты военного корабля, и военного самолёта. Это что-то среднее между оружием ВМФ и ВВС. Высота его полёта не превышает 5 метров, но неся на борту 6 ракет, он явно выполняет функции военного ракетного крейсера.

Экраноплан Лунь

Смысл его применения в том, что летя на небольшой высоте, он не виден для радаров противника и может незаметно подобраться на расстояние ракетного выстрела.

Характеристики

8 газотурбинных двигателей НК-87 общей тягой 104 тонны, при взлётной массе 380 тонн, позволяют ему лететь со скоростью 500 км/час над водной гладью на расстояние до 2000 километров.

Экраноплан Лунь

Моему восхищению и удивлению не было предела. Неужели всё это способно летать? Оказывается способно, да ещё как.

Экраноплан Лунь

Отклонённые вниз сопла двигателей направлены на верхнюю поверхность крыла для увеличения скорости воздушного потока над ней. Это приводит к увеличению подъёмной силы при относительно небольшой скорости полёта.

Экраноплан Лунь

Размеры стабилизатора сравнимы с размером самого крыла, вероятно для лучшей управляемости по тангажу( в вертикальной плоскости).

Экраноплан Лунь

Вторая жизнь

Современный вид Луня, конечно, непрезентабельный.

Экраноплан Лунь

Отсутствуют даже некоторые элементы конструкции. Однако, что радует — им начинают заниматься. Экраноплан Лунь не выбросят на свалку и он не попадёт под распил.

Экраноплан Лунь

Вокруг экраноплана выравнена довольно большая территория и перед ним, в настоящий момент, строится бетонный постамент.

Экраноплан Лунь

Скоро этот красавец продолжит свою службу России в качестве памятника человеческому гению.

Экраноплан Лунь

Я ещё немного походил вокруг экраноплана, впитывая в себя виды этого прекрасного корабля. В сознании ещё не укладывалось, что вот так, в реальности я его вижу. Я даже могу потрогать его руками.

Волны Каспия продолжали набегать на берег, как и тысячи лет назад, не меняя окружающий пейзаж.

Берег Каспия

Ветер с моря продолжал дуть, поднимая в воздух береговой песок.

На берегу Каспия

И только маленькая точка парапланериста над водой мужественно сопротивлялась этому ветру, заставляя подчиняться его своей воле.

Представляю вам небольшое видео этой интересной поездки.

Как доехать на машине

Если будете ехать из Дербента, перед посёлком Авадан нужно свернуть налево и ехать до берега. Приблизительно за километр, с дороги, с левой стороны уже становится видно высокое хвостовое оперение Луня. В синем заборе будет проход. Около него стоят машины — паркуйтесь тоже, вы на месте.

Экраноплан Лунь на карте

Ниже я представляю карту проезда к экраноплану Лунь. На мобильных турбо страницах эта карта не видна. Чтобы её увидеть, в самом конце страницы кликните по ссылке «Перейти на оригинал». Интересных вам путешествий. Да хранит вас Бог.

Экраноплан Лунь в Дербенте, весна 2022 год.

Как добраться до экраноплана «Лунь» в Дербенте

Unikalnyj dizajn raketoplana Lun. Kaspijskoe more Dagestan 1024x768 - Как добраться до экраноплана «Лунь» в Дербенте

Если быть точным, то экраноплан «Лунь», это не достопримечательность самого Дербента, а его пригорода.

Быстрее всего добраться до места расположения достопримечательности на машине или такси (порядка 400 руб. в одну сторону).

Общественным транспортом надо ехать на Авадан. Это по трассе на юг, в сторону границы с Азербайджаном. На нужном повороте вот такой магазин.

Magazin Myaso. Doroga iz Derbenta k granitse s Azerbajdzhanom 1024x768 - Как добраться до экраноплана «Лунь» в Дербенте

Из Дербента через Авадан ходят многие маршрутки (проезд порядка 50 руб.) и электрички (порядка 15 руб. и 22 минуты езды). От Авадана идти 45-60 минут пешком. Часть пути можно проехать на попутке, а затем пройти вдоль берега моря.

Экраноплан заметен издалека.

Ekranoplan Lun otbuksirovannyj iz Kaspijska 1024x768 - Как добраться до экраноплана «Лунь» в Дербенте

Здесь же, на широком диком пляже, хорошее место чтобы искупаться.

Экраноплан Лунь – гроза морей

Экраноплан лунь – «Каспийский монстр», чудо советской инженерии и самый грандиозный корабль-самолет, не имеющий аналогов в мире. Единственный сохранившийся экземпляр некогда инновационной модели ракетоносца, сегодня можно увидеть в рамках экскурсионного тура в Дагестан по системе «все включено». Как уверяют эксперты, в процессе транспортировки пострадало только лакокрасочное покрытие судна, тогда как внутреннее наполнение сохранилось в рабочем состоянии. И в скором времени борт готовится принять первых туристов.

Транспортировка самого крупного корабля ВМФ

После развала СССР дорогостоящий проект по созданию ракетных экранопланов не получил государственной поддержки и со временем все созданные экземпляры уникального корабля-самолета канули в небытие. Все, кроме одного! Ракетоносец с кодовым названием 903 «Лунь» начиная в 90-х годах прошлого столетия был принят на вооружение Каспийским военно-морским флотом и находился на территории завода «Дагдизель». Предприятие состояло на военном учете и доступ на его территорию был строго ограничен, что и спасло уникальный самолет от разграбления мародерами.

Но спасти экраноплан «Лунь» оказалось не самой сложной миссией. После того, как было принято решение основать в Дагестане музей военной техники «Патриот», перед инженерами встала новая задача – доставить громадное судно на побережье Каспийского моря. Все бюрократические моменты были разрешены за считанные дни, а вот с самой транспортировкой пришлось изрядно проводится. Виной чему огромные размеры самолета: вес экраноплана «Лунь» достигает 380 тонн, высота составляет 19, а длина борта почти 74 метра. Размах одного крыла равен 44 метрам. Чтобы «припарковать» такого гиганта нужна площадка размером с футбольное поле, не говоря уже о маневрах.

Поэтому буксировать «Лунь» решили водным путем. В проекте задействовали несколько кораблей ВМФ и суда береговой линии, обеспечивающие безопасность. Новый виток проблем начался после того как военные траулеры развернулись у берегов Дербента, оставив экраноплан в прибрежных водах. Несмотря на то судно находилось в нескольких метрах от земли, чтобы вытащить самолет на сушу потребовалось несколько дней. Его тащили 300-метровыми тросами продвигаясь по 5-10 см в сутки. Но, предприятие, в конечном счете увенчалось успехом. Сегодня экраноплан «Лунь» уже занял почетное место в строящемся парке «Патриот». В ближайшее время для него соорудят цементный постамент, после чего появится возможность заглянуть в кабину легендарного сокрушителя авианосцев, который нередко называют «Каспийским монстром».

«Каспийский монстр»

История экраноплана «Лунь» полна неожиданностей. Разработанный в качестве мощного оружия нового поколения, построенный в 1986 году на нижегородском заводе экраноплан 903 «Лунь» успешно прошел испытания, но так и не смог проявить свои боевые качества. По непонятным причинам проект заморозили. А между тем самолет подавал большие надежды.

Огромная машина водоизмещением 20 тысяч тонн стала первым в мире самолетом-амфибией. Экраноплан «Лунь» мог держаться на воде и автономно существовать в открытом море до 5 суток. Оснащенный 6 ракетными установками по всем показателям он мог бы расцениваться как типичное морское судно. Если бы не тот факт, что при разгоне корабль взлетал над водой на 3 метра и буквально скользил по водной глади, развивая немыслимую по тем временам скорость в 500 км/ч. Это давало огромные преимущества в бою. Особенно при уничтожении таких крупных целей как военные авианосцы. При этом управлять экранопланом столь внушительных размеров могла команда всего из 10 человек.

Корабль-самолет «Лунь» был спроектирован по уникальным технологиям, о которых не знала ни одна держава в мире. Не удивительно, что наблюдая за испытаниями экраноплана со спутника, многие зарубежные державы не могли разобрать в том, что же они видят. Обнаружив на крыле аббревиатуру КМ (корабль-макет) западные военные расшифровали ее по-своему, присвоив экраноплану новое неофициальное название: «Каспийский монстр».

На самом деле в испытаниях участвовала другая модель под номером 902. Первый прототип «Луня» не выдержал нагрузки и до сих пор покоится на дне Каспийского моря. Зато на его основе были спроектированы последующие модели, одной из которых стал экраноплан, получивший сегодня звание музейного экспоната. К нему же по наследству перешло и устрашающее народное название.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *