Катуар станция откуда название
Перейти к содержимому

Катуар станция откуда название

  • автор:

Истории

Катуар

Усадьба Катуаров в Саморядово Саморядово — деревня, на реке Саморядовке, находящаяся в Дмитровском районе Московской области, в 4 км от станции Катуар. Деревня известна усадьбой французского.

Битва за Москву в декабре 1941 года — бои в районе гп Некрасовский

  • 25.10.2022

Битва за Москву в декабре 1941 года — бои в районе гп Некрасовский. Контрнаступление советских войск под Москвой Согласно плана Адольфа Гитлера под названием «Барбаросса» немецко — фашистские войска в ноябре 1941 года.

Уча.

  • 23.10.2022

Уча – река в Московской области, протекающая по территории Дмитровского, Пушкинского, Щёлковского районов Московской области и через городской округ Мытищи. Уча – левый приток Клязьмы. Строительство.

Усадьба Марфино.

  • 23.09.2022

История усадьбы Марфино Усадьба Марфино одна из самых интересных и захватывающих воображение подмосковных дворянских усадеб. Первое упоминание о Марфине относится к 1585 году. В древности это.

1933 г. История Катуаровского керамикоплиточного завода

  • 22.09.2022

История Катуаровского керамикоплиточного завода. Старожилы Катуара вспоминают, как с 1929 года на заболоченной местности, в лесу, недалеко от железной дороги, в стороне от бревенчатых деревенских домов.

Из истории платформы «Катуар»

  • 18.09.2022

Из истории Катуара. До Октябрьской революции 1917 г. в Катуаре было 50—55 домов и бараков. Дорога между Москвой и Дмитровым, так называемый Дмитровский тракт, была выложена булыжником. Вокруг поселения было много.

Катуар: почему такое необычное имя у станции?

  • 15.09.2022

Катуар: почему такое необычное имя у станции? Названием своим станция Катуар обязана купцу и промышленнику французского происхождения — Льву Ивановичу Катуару. В начале двадцатого века здесь.

Катуар. 1901 год.

  • 13.09.2022

Катуар. 1901 год. Примерно с такой будки в начале 20 века началась история жд станции Катуар и пристанционного посёлка, будущего гп Некрасовский (фото из интернета). (Железнодорожная будка (сокращённо ж/д будка, встречается написание Будка железной дороги) — тип населённого пункта.

Катуар станция откуда название

Новый малоэтажный жилой комплекс Катуар раскинулся в красивом природном уголке Дмитровского района в 22 километрах от Московской Кольцевой Автомобильной Дороги по Дмитровскому шоссе недалеко от деревни Сухарево. Здесь будет построено 43 многоквартирных здания, площадь которых составит 220 000 м2.

Современная новостройка, Дмитровское шоссе, удобная инфраструктура предоставляют комфортные условия для проживания людей. Здесь построен детский сад на 200 мест, торговый центр и медицинский комплекс. Неподалеку находится Марфинская средняя школа. Проект реализуется в три очереди. Первые шесть корпусов включены в план сдачи первой очереди.

В шаговой доступности от комплекса расположена железнодорожная станция Катуар.

Катуары – семья успешных предпринимателей и общественных деятелей, проживавших в России. Катуар де Бионкур официально известны еще с XIII века. В Россию семья переехала, не признав результаты Французской революции, и в 1821 году получила подданство Российской империи. Первым приехал Жан-Батист Катуар де Бионкур, в России именовавшийся Иваном. Иван Катуар стал купцом 1 гильдии, вскоре женился на дочери московского виноторговца Анне Леве. Впоследствии открыл собственную торговлю вином, сахаром, чаем, красками, клеями и т. д.

История семьи Катуар в России

После смерти мужа вдова Анна Ивановна стала вести дела самостоятельно. Помимо торговли вела банковские дела. На паях с сыновьями владела акциями сахарорафинадных заводов в Подольске и активами сахарорафинадного завода в Киеве.

1869 год ознаменовался открытием компании «Торговый дом вдова А. И. Катуар с сыновьями». Семья вела прибыльную торговлю вином, чаем, индиго, растительными маслами, шелком, красками, клеями, техническими маслами.

С 1870 года семейным бизнесом руководит сын Жана-Батиста и Анны Ивановны Катуар Константин Иванович, будучи одновременно председателем торговой московской депутации, учрежденной Государственной думой для проверок деятельности торговых и промышленных предприятий. Брат Константина Андрей владел самыми большими площадями земель в семье.

Катуар Лев Иванович

С конца 1870-х годов руководство семейной компанией перешло к брату Константина и Андрея Льву Ивановичу. В то же время он находился в должности директора московского сахарорафинадного завода и занимал ряд важных государственных постов.

Это при нем в 1896 году была выстроена рядом с заводом по производству кирпича в селе Верхние Котлы шелкокрутильная фабрика.

Сменил отца на многих постах после его смерти сын Андрей Львович. В благородном семействе были успешные промышленники, удачливые торговцы и даже талантливые музыканты. Например, сын Льва Ивановича Георгий Львович – музыковед, издавший учебные пособия, композитор, профессор Московской консерватории с 1917 года, учитель Д. Б. Кабалевского.

Необычное название Катуар соседствующее с Некрасовскими, Садовыми и Луговыми, несколько странно для Подмосковья. Это название и появилось от промышленников и торговцев Катуаров. Около деревни Верхние Котлы они построили кирпичный завод, впоследствии ставший выпускать керамическую плитку, которая в советские времена стала эталоном качества. Из катуаровского кирпича были выстроены стены ГУМа, возведен Музей изящных искусств императора Александра III, ныне именуемый Пушкинским музеем.

Семейство инвестировало крупные суммы в строительство железной дороги Савеловского направления, активно участвовало в проектировании и строительстве, которое было завершено в 1900 году. За это первую станцию назвали в их честь «Катуар». Возле станции появился небольшой поселок, который в 1954 году стал поселком городского типа. На киевском направлении железной дороги была открыта станция Катуар-Белавенец.

Семья владела значительным количеством недвижимости, вела торговлю в Москве в Китайском ряду и на Нижегородской ярмарке. На Катуаровском шоссе, д. 3, работала шелкокрутильная фабрика Катуаров, переименованная в советское время в «Красную крутильщицу».

Представители мужской линии Катуаров были бессменными старостами церкви Святого Людовика.

Лев Иванович Катуар — многодетный отец, у него было 9 сыновей, каждый из которых внес свою лепту в развитие Москвы и Подмосковья. У его сына Льва Львовича родилось 13 детей, из них четверо сыновей.

Племянник Льва Ивановича Александр Андреевич получил наследство в 1,2 млн. рублей и отошел от дел. Вознамерившись жениться на девице из старинного французского рода Д*Аркур, добился возврата себе фамилии Катуар де Бионкур, ему высочайше было даровано потомственное российское дворянство.

Александр Андреевич страстно любил охоту и коллекционировал редкое оружие. В 1909 году передал в дар Историческому музею коллекцию, в которую вошли 500 ружей и пистолетов, также он передал музею значительную сумму для содержания и хранения коллекции.

Семью Катуар уважали и граждане, и высокопоставленные личности, наряду с фамилиями Депре и Арманд она считалась наиболее важным и авторитетным членом французской «диаспоры» в Москве. Талантливые представители семьи Катуар развивали торговлю и промышленность России, служили в государственных органах. Некоторые предприятия работают до сих пор. Это имя навсегда осталось в истории Москвы и Подмосковья.

Городское поселение Некрасовский

До сих пор историки спорят о точной дате рождения нашего городского поселения. Но доподлинно известно, что станции под названием Катуар уже более 114 лет! Все началось в 1900 году, когда открылось движение по железной дороге МоскваДмитров, где в то время было всего 9 станций. За каждым названием своя неповторимая история деревни, села, города, реки, владельцев, исторических событий.

В 19 веке русские промышленники и купцы настойчиво пробивались на мировой рынок. Основным средством перевозки были реки летом и гужевой транспорт зимой. В 1851 году было открыто регулярное пассажирское и грузовое движение по первой железной дороге из Петербурга в Москву. Савеловский вокзал появился в Москве последним 10 марта 1902 года. Одной из первых станций на железной дороге была станция Катуар. Она была построена в 1901 году на средства потомственного почетного гражданина, купца первой гильдии француза Льва Ивановича Катуара.
Ниже мы приводим отрывок из статьи Асии Сафановны Хайретдиновой, лично знакомой с потомками Катуаров.

Эту фотографию я впервые увидела в Ричфильд Спрингсе (США) в доме А.Ю.Смирновой Марли, разбирая обширный семейный архив Анны Юрьевны.

Снимок запечатлел свадьбу ее сестры Марины в 1938 году. Я спросила: а как звали жениха? Оказалось, Кирилл Катуар. Мгновенно всплыло в памяти название подмосковной железнодорожной станции Савеловского направления Катуар. Совпадение?

— Нет, — ответила Анна Юрьевна. — Именно там жили Катуары в своем имении. Они вложили средства в строительство дороги и станции, поэтому последнюю назвали их именем.

— Что, она до сих пор так называется?

— Да, название сохранилось. Только мало кто знает, откуда оно взялось…

…Спасаясь от революции, Катуары в конце XVIII века бежали из Франции в Россию, где стали предпринимателями имели крупное чайное дело. Это был когда то знатный род графы де Бионкур. О чем, правда, Кирилл и не подозревал. Когда они с Мариной регистрировались в мэрии, там обнаружили старинные записи и предложили ему взять дворянскую приставку к фамилии де Бионкур. Но Кирилл только отмахнулся какой граф из простого механика!

— Я так поняла, что Катуары вновь оказались во Франции после 1917 года?

Да, опять приходилось спасаться… Кирилл то очень не хотел уезжать, любил Россию былрусским, как говорится, до мозга костей. Не случайно он женился не на француженке, а на русской, такой же “беглянке”, как он сам… Они познакомились в парижском предместье Медоне на дворянской “Чашке чая”, где собиралась молодежь и находила себе женихов и невест такой был в те времена способ сохранения “русскости” у нас, эмигрантов… Уезжая в Москву, я получила эту фотографию в подарок, как напоминание о Катуарах, их одиссее с Запада на Восток и с Востока на Запад между пожарищами двух революций, как
реликвию, взывающую к разгадке…

Первый год Великой французской революции (1789) стал годом рождения ЖанаБатиста Мари Августа Катуара де Бионкур отпрыска старинного аристократического рода из Лотарингии. Семейству, как уже сказано, пришлось, спасаясь от революционного террора, бежать в Москву, где протекли детские и юношеские годы ЖанаБатиста. В 1821 году он женился на дочери известного московского виноторговца АннеЮлии Леве. Приняв российское подданство, ЖанБатист распрощался с аристократической частью своего имени “де Бионкур”, сделавшись Иваном Николаевичем Катуаром. Его супруга тоже стала именоваться на русский
манер Анной Ивановной.

Вскоре (1825) Иван Катуар перешел в торговое сословие со званием московского купца 1-й гильдии. Не без помощи тестя И.Н.Катуар заводит собственное дело торговлю вином, чаем, сахаром, “заграничным товаром”. Росла семья один за другим родились четверо сыновей.

Фортуна улыбалась обрусевшему негоцианту, положившему немало сил для налаживания торговли, его товары пользовались высоким спросом. Уже через четыре года доход фирмы превышал 100 тысяч рублей. Однако в 1831 году Иван Николаевич умер, оставив вдову с малолетними детьми. Похоронили его на Немецком (Введенском) кладбище.

Кончина главы семьи не повлекла за собой крах семейного дела. Анна Ивановна, унаследовавшая фирму, оказалась чрезвычайно предприимчивой и энергичной женщиной. Она смогла выдержать удар судьбы потерю мужа и кормильца. В ней органично сочетались деловая хватка с истинно французским шармом, умение рисковать с английской выдержкой, хрупкая красота с талантом финансиста. Анна Ивановна дала прекрасное образование детям, вырастила их своими единомышленниками и компаньонами. Сыновья стали незаурядными предпринимателями, общественными деятелями, благотворителями. Сами обзавелись семьями: у Льва Ивановича родилось девять детей, а у его сына Льва Львовича тринадцать.

Создание предприятия “Вдова А.Катуар с сыновьями” открыло новую страницу истории торговой династии. С 1870-х годов Катуары стали инвестировать капитал в промышленное производство.

Широко известная подмосковная фабрика “Катуар”, выпускающая керамические облицовочные материалы, своим названием обязана Льву Ивановичу Катуару, до революции владевшему фарфоровым и керамическим заводами вблизи железнодорожной станции, носящей его имя. Здесь же, в Саморядове, находилось и обширное родовое имение. Анна Ивановна прожила 90 лет, оставив семейное дело и само семейство в полном расцвете.

К концу XIX века род Катуаров стал одним из влиятельнейших в России. Их торговый дом располагал значительным недвижимым имуществом, финансировал, о чем уже говорилось выше, строительство железных дорог Савеловского и Киевского направлений. Катуары владели домами на Петровском, Пречистенском и Гоголевском бульварах, в Крапивенском переулке, усадьбами в Осоргине, в Катуарах (в советское время здесь был детский санаторий).

Вскоре Катуарами был куплен кирпичный завод в селе Верхние Котлы. Из произведенного на нем кирпича выстроены Верхние торговые ряды, всем известный ГУМ. Есть он и в здании Музея изящных искусств им. Пушкина.

Все Катуары-сыновья на Россию трудились честно и славно. Константин, Андрей, Лев имели сахарорафинадные заводы, торговали винами, чаем, шёлком, растительным маслом. Двоюродный брат Александр Андреевич Катуар добился возведения в российское потомственное дворянство. Был страстным охотником. В 1909 г. подарил свою коллекцию ружей и пистолетов Историческому музею. Катуары, Арманды и Депре считались наиболее авторитетными членами французской колонии в Москве.

И сегодня о славном семействе Катуаров напоминает наша станция Катуар Савеловского направления железной дороги. Когдато недалеко от этого места было имение жены Льва Львовича, сына Льва Ивановича и внука Жана Батиста. Имение Катуаров находилось в деревне Саморядово, где и до настоящего времени сохранились остатки усадебного парка (эта деревня входит в городское поселение Некрасовский). Есть еще платформа “Катуар – Белавенец” Киевского направления Московской железной дороги, близ которой находились имения Л. И. и А. И. Катуаров. Известен композитор Григорий Львович Катуар (1861-1926)

Путешествие по истории Катуара

Рабочие Катуаровского плиточного завода, 1958 г.

В. Броудо. Путешествие по истории Катуара

Путешествие по истории Катуара в Интернете и рассказам ветеранов (или история посёлка в истории страны)

1901 год.

Сдана в эксплуатацию железнодорожная платформа Катуар.
До сих пор историки спорят о точной дате рождения нашего городского поселения. Но доподлинно известно, что станции под названием Катуар уже более 114 лет!

Все началось в 1900 году, когда открылось движение по железной дороге Москва-Дмитров, где в то время было всего 9 станций. За каждым названием своя неповторимая история деревни, села, города, реки, владельцев, исторических событий.

В 19 веке русские промышленники и купцы настойчиво пробивались на мировой рынок. Основным средством перевозки были реки летом и гужевой транспорт зимой.

В 1851 году было открыто регулярное пассажирское и грузовое движение по первой железной дороге из Петербурга в Москву.

Савеловский вокзал появился в Москве последним – 10 марта 1902 года. Одной из первых станций на железной дороге была станция Катуар. Она была построена в 1901 году на средства потомственного почетного гражданина, купца первой гильдии француза Льва Ивановича Катуара.

Имение Катуаров находилось в деревне Саморядово 1 , где и до настоящего времени сохранились остатки усадебного парка (эта деревня входит в городское поселение Некрасовский).

1917 год.

Революция. Катуары возвращаются во Францию, спасаясь от смерти, их имущество, фабрики и заводы национализируются. Имение в Саморядово передаётся под детский санаторий.
Источники ( об истории гп Некрасовский) http://www.mosjour.ru/index.php?id=2118 (О семействе французских предпринимателей Катуар в Москве)
http://www.derevenka.su/page59.html (Рассказ о Катуаре Игоря Нечаева)
http://www.mytravelnotes.ru/2012/07/blog-post_9463.html
http://blog.mechtaevo.ru/post_2401

1929-1933 год.

Строительство Катуаровского завода огнеупоров.
Основание Катуаровского завода огнеупоров (позднее керамико-плиточный).
28 августа. Приезд в Дмитров М.Горького, выступившего в клубе канала (не сохранился) перед участниками слета ударников Беломорстроя.
Источник
Отечественное производство «Дмитровская плитка» начало свою деятельность по выпуску облицовочных материалов и керамики в 1998 году в Московской области (Дмитровский район, Катуар). Предприятие является одним из ветеранов среди промышленных объектов всего региона.

Стройка началась в 1929 году и продолжалась до 1933 года, причем в течение этого времени на заводе производился кирпич (красный) из местного сырья. С того времени годом основания производства считается именно 1933, когда возведение основных объектов подошло к концу. Первое название завода – «Катуаровский завод огнеупоров», спустя несколько лет – «Керамико-плиточный завод».

В 1998 году на базе керамического завода было создано ООО «Дмитровская плитка», где потребителям предлагается коврово-мозаичная, облицовочная и напольная плитка для ванной, холла, кухни и прочих помещений.

В каталоге компании представлены несколько видов материала для облицовки:

  • неколлекционный вариант керамической плитки для внутренней отделки стен
  • коллекционный вариант керамической плитки для облицовки стен
  • неглазурованный вариант плитки «порфир», «метлах»
  • керамогранит
  • напольная глазурованная керамическая плитка

Источник Об изобретателе и конструкторе бытовых и производственных печей Подгородникове И. С. (1888 -1958)
В Академии Коммунального Хозяйства им. Памфилова К. Ю.

Здесь в качестве старшего научного сотрудника 1946-48 г.г. принимал участие в исследованиях сборных печей, а также занимался работой по созданию рациональной отопительной печи длительного горения на твердом топливе, результатом которых стало появление кафельной печи АКХ-9, поставленной на массовое производство на заводе КЗПСМ в Катуаре.
Источник http://kirpichiki.pro/read/articles/podgorodnikov.html

1932 год.

Начало строительства канала им. Москвы.

Канал имени Москвы (КиМ) — одно из главных сооружений эпохи Сталина, стоящее в одном ряду с Московским метрополитеном и столичными высотками. Строительство канала — это и человеческий подвиг, и человеческая трагедия одновременно, ведь техническое оснащение было довольно слабым, а все тяготы ложились на плечи заключенных. Изначально называвшийся «Москва — Волга», данный канал справедливо было бы именовать наоборот – «Волга — Москва», поскольку именно в таком направлении течёт вода. Географическое местоположение канала обусловило не только особенности его собственной инфраструктуры, но и особенности московской энергосистемы, начало которой было положено еще до революции, а бурное развитие пришлось на годы плана ГОЭЛРО, индустриализации и послевоенного восстановления.

КиМ как фактор развития энергосистемы можно ставить в один ряд с оборонными нуждами, необходимостью электрификации железных дорог, электрификацией легкой промышленности области.

Необходимо отметить, что простого «выкапывания» углубления совершенно недостаточно. Строительство подобных сооружений влечёт за собой целый спектр самостоятельных задач: строительство шлюзов, насосных станций, дамб, плотин, водопропусков, заградительных ворот, паромных переправ, мостов, тоннелей и прочих объектов. Также необходимо отметить, что к сооружениям КиМа относятся деривационный канал, Сходненская ГЭС, Хорошёвское спрямление, Перервинский гидроузел и ряд других объектов. Сооружение канала велось одновременно с созданием цепочки водохранилищ по маршруту канала, к которым относятся Икшинское, Пестовское, Учинское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское. Широко известное Яхромское водохранилище несколько иного рода, хоть и происхождение его непосредственно связано с КиМом. Основная цель сооружения водохранилищ — поднятие нормального подпорного уровня в канале для обеспечения судоходства и создание резервуара волжской воды для снабжения Москвы (в лице Учинского водохранилища). Сооружение водопроводных каналов от оного хоть и не относится к сооружениям КиМа, но, тем не менее, было бы невозможно и бессмысленно без него.
От ПС «Икша-1» в 1938 году была протянута ВЛ 35 кВ Икша — Катуар — Лобня. Тем самым излишки мощностей в энергосистеме КиМа выдавались на керамические заводы в двух обозначенных поселках, и заодно она дополнительно соединялась с московской энергосистемой. Интересно, что ВЛ Икша — Катуар имела отпайку на ПС №95 «Икша временная», предназначенную для нужд рабочего поселка. Однако, как известно, нет ничего более вечного, чем временное. Данная ПС в 1950-х годах была запитана разрезкой линии Икша — Катуар, а уже после 1961 года ее переименовали в «Базарово».

В тяжелые годы Великой Отечественной войны Канал продолжал свою работу, хотя немцы подходили очень близко. ВЛ Темпы — Яхрома западная была вовсе эвакуирована на Урал. Про остальные линии и подстанции подобных сведений нет. Несмотря на боевые действия, вводились в эксплуатацию Рыбинская и Угличская ГЭС, которые дали ток Москве по линиям 220 кВ, в том числе и на упомянутую выше ПС «Бутырки».
Источник

Узкоколейная железная дорога Катуар — торфомассив у населённого пункта Рождествено. Начальный пункт — станция Катуар, расположенная на железнодорожной линии Бескудниково — Икша. Узкоколейная железная дорога (либо подъездной путь широкой колеи, что представляется менее вероятным), скорее всего, использовалась для вывоза торфа и (или) для доставки материалов и оборудования на стройплощадку канала Москва — Волга. С 1937 года на месте торфомассива находится Икшинское водохранилище, являющееся частью канала Москва — Волга. Скорее всего, узкоколейная железная дорога была полностью разобрана вскоре после завершения строительства канала и заполнения водохранилища.
Источник http://infojd.ru/uzk50.html

1937 г. – 1941 г.

В районе Катуара находился учебный лагерь НКВД. Сталинские репрессии.

Петрова Наталья:
11 Апрель 2014 в 23:34
Здравствуйте! Мы разыскиваем родного дядю моего отца. Петрова Павла Григорьевича 1920г рождения. Призван в 1939г Кингисеппским РВК. Воевал в Финскую. 4.06.1941г он прислал домой письмо. Писал что находится на пятимесячных курсах снайперов, что ходят на лыжах, живут в палатках, вывозят на ученья за 60 км от москвы. Московская обл. Краснополянский район, станция Катуар, Лагерь НКВД, снайперская рота. Родился Великолукская обл. Октяборский район, деревня Перелесок, Красногорский сельсовет. Пропал безвести вянваре 1944г, вроде была семья, жена Наталья учительница, дочь, сын, хотелось бы узнать где он воевал, часть, полк, дивизия,и судьбу детей. сестра искала его до 60 годов безрезультатно, помогите.
Источник

Книга Памяти. Жертвы террора в СССР 1937-38 гг

Штрунов Дмитрий Николаевич:
1895 года рождения. Стю 58/10 . Расстрелян.
Место рождения: Рязанская обл., Кадомский р-н, д. Раковка; грузчик, Катуаровский кирпичный завод; место проживания: Московская обл., Дмитровский р-н, Катуаровский кирпичный завод

Вальдман Идо
Родился в 1909 г., Австрия, г. Донаввец; зав. лабораторией, Катуаровский кирпичный завод. Проживал: Московская обл., Дмитровский р-н, пос. Катуар.Расстрелян.
Источник: Книга памяти Московской обл.
Источник http://forum.kadom.ru/lofiversion/index.php/t675.html

Вадим Людовикович Катуар расстрелян как «враг народа» по ст. 58/10 УК СССР в ноябре 1941 г. за «враждебные настроения к советской власти, ведёт среди окружающих клеветническую агитацию пораженческого характера, клевещет на руководителей партии и правительства.

Исключён из ВКПб в 1930 г. по социальному происхождению».

Короче, Вадим Людовикович был убит просто за то, что был Катуаром.
Источник https://www.youtube.com/watch?v=Cr9huLJWSng

1941 – 1945 г.

Великая Отечественная война. Осадное положение. Сражение 64 морской стрелковой бригады в декабре 1941 г. в районе Катуара.

Для подготовки декабрьского контрнаступления под Москвой в состав Западного фронта были переданы три общевойсковые армии (1-я ударная, 20-я и 10-я) состоявших из 9 стрелковых, 2-х кавалерийских дивизий, 8-и стрелковых, 6-и танковых бригад и большого количества спецчастей. Был усилен Калининский фронт и правое крыло Юго-Западного фронта. В результате к началу декабря в составе войск было 1 100 000 солдат и офицеров, 7 652 орудия и миномета, 415 “Катюш”, 774 танка (из них 222 тяжелых) и 1000 самолетов.

Контрнаступление началось в установленные сроки и развернулось в 200-километровой полосе. 1-я ударная и 20-я армии, начав наступление освободили крупные населенные пункты : Яхрому, Белый Раст, Красную поляну. В боях за Белый Раст отличились воины 24 танковой бригады и 64 отдельной морской стрелковой бригады.

64 отдельная морская стрелковая бригада была сформирована в Красноярске из моряков Тихоокеанского флота и партийных организаций Красноярска, командный состав был подобран из наземных частей. Командиром стал полковник Чистяков И.М., заместителем полковник Кузьмин Г.Е., начальник штаба майор Горбачев З.К., военком – полковой комиссар В.И. Туликов. Остальными членами штаба и командирами батальонов и рот остались прибывшие моряки.

В начале было сомнение, смогут ли морские офицеры разобраться в тактике наземного боя. Но другого выхода не было. Часть офицеров учили прямо в Москве. Так штурмовать город они учились в конце парка Горького на Пушкинской набережной.

Основным местом дислокации бригады было Дмитровское шоссе в районе станции Катуар. Штаб дивизии располагался в Марфино, недалеко от уникального марфинского архитектурного комплекса. Три батальона располагались веером в трех деревнях. Обучение шло в короткие часы затишья, а то в период боя, отрабатывалось взаимодействие с артиллерией и танками, т.к. это было очень важно. В начале декабря бригада получила боевую задачу: во взаимодействии с 24 танковой бригадой наступать через Белый Раст на Зарамушки, а далее на Солнечногорск и, в последствии, на Волоколамск. Для выполнения этой задачи было приказано создать лыжный отряд, вооруженный винтовками и несколькими 45-мм орудиями. Лыжники обходным маневром должны были взять штурмом сильно укрепленный Белый Раст.
Задача была нелегкая. Ну, понятно было, что моряки отлично ходят по морю на шлюпках, водят корабли, но могут ли они бегать на лыжах? Были вызваны добровольцы – откликнулся весь личный состав – 800 человек. Но лыжников оказалось немного. Тренировались днем и ночью, подготовились неплохо.

4 декабря начали наступление под командованием ст. лейтенанта Токарева и ст. политрука Миронова. Они вышли на окраину поселка, внезапно атаковали противника и ворвались в поселок Белый Раст, однако силы были неравные и отряд был почти полностью уничтожен. Часть раненых местные жители спрятали у себя в погребах. На следующий день вся бригада начала бой. Наступление шло от поселка Кузяево силами 1 и 2 батальонов, 3-ий батальон наступал от железной дороги. Не имея опыта сухопутных боев, два батальона атаковали немцев в лоб, практически без артиллерийской поддержки, т.к артиллеристы продвигались вместе с наступавшими по открытой равнине в глубоком снегу, немецкие пушки и пулеметы разили их с высотки, от церкви и с центра села.

За два дня боев за Белый Раст погибло около 500 человек.

Командир 3-го батальона Гурьев С.М., идя от железной дороги, слева от деревни, прицепил к танкам (24 бригада) санки-волокуши и посадил в них и на танки своих бойцов. Его батальон первым ворвался в село и помог остальным батальонам выполнить боевую задачу. А моряки, разгоряченные первым успехом, еще 13 суток без перерыва гнали немцев по ширине фронта бригады, пройдя с боями 130 километров, и освободив 50 населенных пунктов, среди которых был и город Волоколамск.

Следом за моряками ринулись вперед полки 20-й армии, отбросив немцев по ширине фронта армии на 250 километров. С частями 20-й армии моряки продвинулись еще на 100 километров, освободив 25 населенных пунктов.

Конечно, оборона Москвы и общий успех контрнаступления решались далеко не только под Белым Растом и Волоколамском, но 64-й бригаде стечением обстоятельств выпала историческая миссия принять на себя острие последнего удара немцев, выстоять и первыми ринуться на разгром врага.

Верховный Главнокомандующий высоко оценил подвиг и вклад моряков бригады в общий боевой успех, наградив 64-ю морскую стрелковую бригаду орденом Красного Знамени. Награждения в тот еще крайне тяжелый период войны были чрезвычайно редким!
Источник http://nordww.narod.ru/new/9/1.html

Участник ВОВ Шумилов Александр Николаевич рассказывает:

Я был на Катуаре, когда объявили, что началась война. Немцы быстро докатились до Москвы. В район Икши, Яхромы… все мосты взорвали. Я сам свидетель, пацан, десятиклассник, наш Катуар… это единственное место, куда немцы не дошли. Райком комсомола мобилизовал, поднимать людей, крестьян, уничтожать имущество, чтобы немцам ничего не досталось. Я с отцом пешком ходил от Катуара до Москвы.
Отец работал в школе. Стекла повыбило и мы с отцом зимой ходили пешком в Москву их забирать, потому что поезда не ходили. Помню мы прошли Лобню. За Лобней сразу видна Красная Поляна. Оттуда до Москвы ходила дрезина. Красная Поляна это был районный центр. Теперь Лобня выросла, а Красная Поляна затухла. Появился аэродром Шереметьево. А был когда-то военный. Между Лобней и станцией Марк на поле стояла батарея пушек, примерно калибра 100 мм. Штук 10 были направлены в сторону Красной Поляны. Потому что ждали оттуда немцев. На самой станции Марк стоял бронепоезд. Он дальше не мог пройти, потому что мосты через канал были взорваны. Охранял, к Химкам не давал немцам пройти, обстреливал. Но это символический бронепоезд, примитивный. Пушки на колесах, но на платформах. Корабельных пушек не было, откуда им взяться. В то время в Мы доезжали до Лианозова, а оттуда на такси до Тимирязевской академии. Москву въезд был запрещен, но у нас были пропуска. С академии на трамвае дальше.
Разные воспоминания… Я когда демобилизовался, пришел в деревню, мужиков – один калека.
Вот говорят дескать немцы дошли до Красной Поляны и уже видели Москву. Ничего подобного. С Красной Поляны Москву не видно. Теперь высотные дома – не увидишь, а в то время их не было. До Москвы еще 30 километров.
– Не хотелось идти добровольцем в армию?
– Меня забрали в военкомат, там поработал месяц. Район по-старому назывался Краснополянский. Потом поработал в совхозе «Марфино». Потом снова забрали в военкомат, не дали там доработать.
Район Белого Раста прибыли морские части. В основном морская пехота Тихоокеанского флота. Меня выселили из двухэтажного дома, в котором я жил в комнату, а в нем сделали госпиталь. Из Белого Раста раненых привозили. Помню у нас стояло два танка Т-34. Нам, пацанам, интересно. Давай, в танк залезем, а вдруг там есть какая-то аппаратура. Конечно, у всех у нас были горы снарядов, оружия. Несколько моих одноклассников подорвалось на минах, которые были расставлены по дороге до Марфино. Вся дорога была минирована. Поезда не ходили. Никакой советской власти не было. Все раздали народу.
– В этот период бандиты были?
– Нет. Безвластие, но, тем не менее, бандитов не было. Это все равно, что у нас на корабле не знали, что такое дедовщина. Все были друзьями. Один пулеметчик вообще был вор-рецидивист. Его пошлют в город с чайником без увольнения, где-то что-то сопрет, и раз – в чайник. Потом подкармливает нас из этого чайника.
Было такое, что расхватывали из магазины продукты. Забирали все, чтобы не досталось немцам. А что там забирать-то? Все давали по карточкам. Муку, перловку… керосина не было.
– Первая зима голодная была?
– Да, голодная. Во-первых ввели карточки. Школьникам давали иждивенческие карточки. Отец получал карточку служащего, а не рабочего. Хлеб был, пальмовое масло, жмых. Делали лепешки из жмыха. В Дмитрове была толкучка. Как добирались? Мосты-то через канал были взорваны. Но это уже тогда, когда немцев отогнали. Кое-как перебивались. Потом меня прикрепили к военкомату. Еще кое-что доставалось.
В армию забрали с первого курса, осенью 1942 года. Получил две буханки хлеба в Лобне, пару селедок – и в эшелон. Наш эшелон отправили из Лобни в Москву. День простояли на Курском вокзале, а потом приехали в Орехово-Зуево. Там нас всех постригли наголо, и опять погрузили в этот же эшелон и повезли обратно. Видим – опять по Савеловской дороге едем.
Источник

О Герое Советского Союза жителе Катуара Ушакове Степане Лаврентьевиче.

Степан Ушаков родился 6 декабря 1909 года в селе Задушное (ныне — Новосильский район Орловской области). После окончания пяти классов школы работал в сельском хозяйстве. В 1930—1933 годах проходил службу в Рабоче-крестьянской Красной Армии. Демобилизовавшись, проживал и работал в посёлке Некрасовский Дмитровского района Московской области. В июле 1941 года Ушаков был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. С октября того же года — на фронтах Великой Отечественной войны. В боях три раза был ранен.

К ноябрю 1943 года старший сержант Степан Ушаков командовал взводом пешей разведки 1210-го стрелкового полка 362-й стрелковой дивизии 3-й армии Белорусского фронта. Отличился во время освобождения Гомельской области Белорусской ССР. 8 ноября 1943 года Ушаков первым ворвался в немецкий дзот к югу от деревни Салабута Кормянского района и уничтожил пулемётный расчёт. Во время прорыва немецкой обороны он взял в плен 5 солдат противника. Снайперским огнём он лично уничтожил более 400 солдат и офицеров противника, захватил 13 «языков».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июня 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» старший сержант Степан Ушаков был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 3965.

В 1945 году Ушаков окончил курсы младших лейтенантов. В 1947 году он был уволен в запас. Проживал и работал сначала в Некрасовском, затем в Долгопрудном.

Скончался 28 октября 1965 года, похоронен в Некрасовском. Был также награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Красной Звезды, рядом медалей.
Источник 1: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=14910
Источник 2: https://ru.wikipedia.org/wiki/,_

Подробно о боях в районе Катуара и Б. Раста в книге Василия В. Карасёва Непридуманный подвиг. Начало боевого пути 64-й отдельной стрелковой бригады.
Ноябрь — декабрь 1941 года.
Дмитров, 2016. — 208 с.: ил. http://www.zima1941.ru/belyi_rast.html

1945-1956 гг.

Восстановление народного хозяйства после ВОВ

1945–1950 г.

В Катуаре (и его окрестностях используется труд пленных немцев 2 ). В частности, «генеральские дачи» в Трудовой.
Надеемся найти помощь через ваш сайт.

К сожалению данную информацию очень тяжело где либо найти. Возможно местные жители смогут помочь.
Во времена ВОВ на территории либо вблизи ст.Катуар находился лагерь, куда отправляли военнопленных. Туда и отправили человека, которого уже ищут 20 лет и вот совсем случайно, недавно были обнаружены полевые записки от товарища, который и написал предсмертное письмо. Родственники очень хотят найти своего деда и просят о помощи.
Возможно есть кладбище? возможно что то еще?

Спасибо за любую информацию. Итак – это Йоханн Холлерер, 1913 года рождения, родился в Вене.
10 августа 1945 г попал в лагерь для военнопленных в Катуаре, там и скончался.
Спасибо за любую информацию
Семья Холлерер

Селиверстова Раиса Семеновна, родилась в Тульской области в 1937 году, а 1938 году переехала в Катуар.

Раиса Семеновна вспоминает, как во время войны, когда начиналась воздушная тревога, мама с маленькой дочкой прятались в одноэтажную баню на улице Заводской, которая была там, где сейчас стоят новые пятиэтажные дома. Или бежали через железнодорожные линии в лес. Когда кончалась воздушная тревога, рассказывает Раиса Семеновна, военный в белом полушубке, на коне, ехал по окраине леса и объявлял, что тревога закончилась, мамы с детьми выходили из леса и возвращались домой. Очень много после войны было пленных в поселке, когда немцев вели отрядом на работу, те пели песни, а малыши бежали за ними и подпевали, что – то типа «айли-айлю» – так малышам слышались немецкие слова, со смехом вспоминает Раиса Семеновна.
Источник http://www.proza.ru/2015/11/26/1418

1948-1953 г.

Катуар принял насильно переселённых с Ленинских (Воробьёвых) гор жителей Москвы.

В январе 1947 года по предложению И.В. Сталина Совет министров СССР принял решение о строительстве в Москве восьми высотных зданий, из числа которых самым высоким должно было стать новое здание Московского государственного университета на Ленинских горах (высота здания — 182 метра, высота со шпилем — 240 метров, этажность центрального корпуса — 36).
Земляные работы на территории бывшего села Воробьёва, окончательно исчезнувшего в 1956 году, начались в 1948 году, церемония заложения первого камня состоялась 12 апреля 1949 года. Работы по строительству университета курировал Л.П. Берия. На участок были переброшены военно-строительные части с объектов атомной промышленности. Три крупнейших здания — физический, химический и биологический факультеты строились организацией лагерного типа МВД СССР — СУ 560, в строительстве был использован труд нескольких тысяч заключённых.
1 сентября 1953 года. Торжественное открытие Главного здания МГУ. Переселённых жителей Катуара на мероприятие не пригласили…
Источники https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://bigpicture.ru/?p=371003

Например, известный московский ресторатор Степан Крынкин тоже стал жителем Катуара.
Когда село Воробьево сносили, семью переселили под Москву, в место под названием Катуар – там они жили на иждивении у Анны Александровны (Коки), которая работала медсестрой. “Анька сказала, что маму похоронить надо рядом, чтобы далеко не ездить”. Там же похоронена и Анна Александровна – внучка Степана Крынкина.
Наталья Александровна работала в Москве на заводе до окончания Великой Отечественной войны – снаряды делала. В 1947 году родила сына – про это время я знаю очень многое. Особенно врезались в память рассказы о голоде. Будучи кормящей матерью она ела жмых – больше нечего было, а на ней были мать, сестра и сын. Грудной сын днем оставался на попечении младшей сестры Ани, которая несколько раз в день приносила его на работу к матери, чтобы та его покормила молоком. До пенсии Наталья Александровна проработала в универмаге “Добрынинский”. Жива, в здравом уме и доброй памяти передает всем поклон.
P.S. А золотишко то не вернули родственнички. Сказали “Мы на вас не в обиде”.
P.P.S. Вот такие подробности и я узнала от бабушки. Добавлю еще что моего отца назвали в честь брата прадеда – Сергея Степановича.
Клубнику с Воробьевки прабабушка перевезла с собой в Катуар. Мы ее по сей день выращиваем и очень любим, ест ее уже шестое поколение от Степана Крынкина – мой сын Федор”.
Источник

1953-1956 год.

В Катуаре и его окрестностях ( Трудовая, Марфино и др.) поднимают производство и занимаются строительством заключённые Баковского исправительно – трудового лагеря
Баковлаг:
Баковский ИТЛ был организован, соответственно, 14 мая 1953 (переименован из Строительства 565 и ИТЛ), а закрыт 23 июля 1956.
Дислокация: Московская обл., г. Кунцево, Рабочий Посёлок, ул. Сталина, д. 24.
Литер: ЖБ — перешёл от предшественника.
Телеграфный код: «Траверс».
Адрес: Москва-Кунцево-4, п/я ЖБ-864; г. Кунцево Московской обл., п/я ЖБ-864.
За период существования его подчинённость менялась следующим образом:
С открытия — ГУЛАГ Министерства юстиции СССР
С 28.01.1954 — ГУЛАГ МВД СССР
С 02.02.1955 — Главспецстрой МВД СССР
Заключённые Баковского ИТЛ, как и его предшественников, активно использовались на следующих видах работ:
Промышленное строительство в городе Электросталь и населённом пункте Большая Волга с 02.02.1955 (после передачи в Баковлаг Лагерного отделения (ЛО) при Строительстве 352 и Подлесного ЛО)
Строительство оборонных объектов, завершённых в основном к 1956 году [Работы на оборонных объектах, завершённых в основном к 1956 году (система С-25 «Беркут») (Обеспечение функционирования системы: офицерское училище в г. Горьком; жилые посёлки при заводах по производству компонентов топлива и корпусов ракет в Тульской области).
Промышленное и жилищное строительство в районах Катуара, Долгопрудного, Железнодорожного, Дубны, Загорска
Работа в промзонах в Москве, в районе Катуара, Электростали
Работа на механическом заводе 2 Главпромстроя, в автотранспортной конторе (район Химок), в отделе главного механика (Москва), на плодоовощной базе.
Источник (Википедия – Баковский исправительно-трудовой лагерь)

1957 – 1991 г.

Эффективное социалистическое развитие посёлка и успешная производственная деятельность предприятий поселения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *